Вступая в Великий Пост

Гюстав Доре. Изгнание Адама и Евы из рая.

        День, в который вспоминатся изгнание Адама и Евы из рая, последний перед началом Великого поста. Великий пост - время особое в жизни каждого православного христианина. Время, когда христианин, проявляя особенное воздержание, направляет свои духовные силы на покаяние и на очищения себя от грехов и страстей.       И прежде всего, "желающий в это время очиститься от грехов, должен воздерживаться от множества яств, ибо безмерие пищи, как говорят отцы, рождает для человека всякое зло". (1) Через нарушение заповеди о посте, как пишет святитель Василий Великий, грех вошел в мир и человек был лишен райской жизни. Пресыщение чрева часто является причиной порабощения человека грехам и страстям. Через чревоугодие, как через отверстую дверь в сердце человеческое входит множество пороков. Невоздержание становится причиной  болезней, болезней не только телесных, но и душевных. Об этом учат нас и святые Церкви. Святитель Василий Великий в воих беседах о посте говорит: "Судно, когда оно сильно нагружено, заливает немного поднявшаяся волна. <...>. Подобно сему и тела человеческие, обременяемые всегдашним пресещением, удобно поглощаются недугами". (2) Далее святитель Василий пишет: "Из тучной пищи, наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум". <...>. Пресыщение - начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью,пьянством и всякого рода лакомствами тотчас возникают все виды скотской невоздержанности". (3)        "Мы поражены грехом - так уврачуем себя покаянием; а покаяние без поста не действенно". (4) Потому что, услаждая чрево, человек привязывается к материальному, чувственному. Воздержание же освобождает сердце от этой привязанности, пробуждает совесть, возышает ум. Пост - это, по слову святых, лекарство, истребляющее грех. Пост - оружие против дьявола. (Мф. 17:21) Пост - матерь целомудрия.        Однако, христианин должен понимать, что "грех, живущий во глубине души, умерщвляется только принятие такого поста, который подлино достоин сего наименования". (5) Истинный пост не ограничивается воздержанием от  пищи. В книге пророка Исаии ясно написано, что это еще не пост. Не угоден Богу пост, когда человек томит себя без причины в надежде, что будет услышена молитва его. И даже если кто-либо изогнет шею свою наподобии круга, облечется во вретище и посыпет себя пеплом, то даже тогда, он еще не сотворит поста угодного Богу. Но что говорит Господь? "Разрушь всякий союз неправды". (Ис. 58:6)  "Пользу поста не ограничивай одним воздержанием от снедей. Истинный пост есть устранение от злых дел... Прости ближнему оскорбление; прости ему долги...  Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид.  Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах. Горе вам пьяные не от вина. Ибо раздражение есть опьянение души; оно также выводит ее из ума как и вино". (6)        Поэтому, вступая в Великий пост, Церковь напоминает нам слова Спасителя о том, что получить прощение Отца Небесного мы сможем только в том случае, если будем прощать людям прегрешения их. Прощение грехов ближним является главным условием вступления в Великий пост. Как пишет святитель Игнатий Брянчанинов, чтобы жертва была благоприятной Богу, требуется от нас милость прежде жертвы.Поэтому "все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами. Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. 22 февраля 2015г., Свято-Троицкий храм, г. Железногорск-Илимский.
  __________________________________________________________________________________________________________
1. Преподобный Авва Дорофей. Душеполезные поучения./ Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 г., стр. 182
2.СвятительВасилий Великий архиепископ Кесарии Капподакийской. Творения в 2-ух томах. Т.1/М.:Сибирская благозвонница,
    2008 г, стр. 867.
3. Там же, стр. 873
4. Там же, стр.867
5. Там же, стр. 866
6. Там же, стр.873