Вступая в Великий Пост |
Гюстав Доре. Изгнание Адама и Евы из рая.
День, в который вспоминатся изгнание Адама и Евы из рая, последний перед началом Великого поста.
Великий пост - время особое в жизни каждого православного христианина. Время, когда христианин,
проявляя особенное воздержание, направляет свои духовные силы на покаяние и на очищения себя от грехов и страстей.
И прежде всего, "желающий в это время очиститься от грехов, должен воздерживаться от множества яств, ибо безмерие пищи, как говорят отцы, рождает для человека всякое зло". (1) Через нарушение заповеди о
посте, как пишет святитель Василий Великий, грех вошел в мир и человек был лишен райской жизни.
Пресыщение чрева часто является причиной порабощения человека грехам и страстям. Через чревоугодие,
как через отверстую дверь в сердце человеческое входит множество пороков. Невоздержание становится
причиной болезней, болезней не только телесных, но и душевных. Об этом учат нас и святые Церкви.
Святитель Василий Великий в воих беседах о посте говорит: "Судно, когда оно сильно нагружено, заливает
немного поднявшаяся волна. <...>. Подобно сему и тела человеческие, обременяемые всегдашним
пресещением, удобно поглощаются недугами". (2) Далее святитель Василий пишет: "Из тучной пищи,
наподобие густого облака, выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа,
осиявающим ум". <...>. Пресыщение - начало всякого вреда. Ибо вместе с роскошью,пьянством и всякого
рода лакомствами тотчас возникают все виды скотской невоздержанности". (3)
"Мы поражены грехом - так уврачуем себя покаянием; а покаяние без поста не действенно". (4) Потому
что, услаждая чрево, человек привязывается к материальному, чувственному. Воздержание же освобождает
сердце от этой привязанности, пробуждает совесть, возышает ум. Пост - это, по слову святых, лекарство,
истребляющее грех. Пост - оружие против дьявола. (Мф. 17:21) Пост - матерь целомудрия.
Однако, христианин должен понимать, что "грех, живущий во глубине души, умерщвляется только
принятие такого поста, который подлино достоин сего наименования". (5) Истинный пост не ограничивается
воздержанием от пищи. В книге пророка Исаии ясно написано, что это еще не пост. Не угоден Богу пост,
когда человек томит себя без причины в надежде, что будет услышена молитва его. И даже если кто-либо
изогнет шею свою наподобии круга, облечется во вретище и посыпет себя пеплом, то даже тогда, он еще не
сотворит поста угодного Богу. Но что говорит Господь? "Разрушь всякий союз неправды". (Ис. 58:6) "Пользу
поста не ограничивай одним воздержанием от снедей. Истинный пост есть устранение от злых дел...
Прости ближнему оскорбление; прости ему долги... Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных
местах. Горе вам пьяные не от вина. Ибо раздражение есть опьянение души; оно также выводит ее из ума как и вино". (6)
Поэтому, вступая в Великий пост, Церковь напоминает нам слова Спасителя о том, что получить прощение Отца Небесного мы сможем только в том случае, если будем прощать людям прегрешения их. Прощение
грехов ближним является главным условием вступления в Великий пост. Как пишет святитель Игнатий
Брянчанинов, чтобы жертва была благоприятной Богу, требуется от нас милость прежде жертвы.Поэтому "все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все, желающие пожать обильные плоды от своего покаяния! Услышьте слово Божие, завет Божий - и отпустите, простите ближним согрешения их перед вами. Аще
отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще не отпущаете человеком
согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших.
22 февраля 2015г., Свято-Троицкий храм, г. Железногорск-Илимский. |